Оценивайте качество речевых упражнений

В методике восстановления речи большое значение имеет самостоятельная работа пациента над речевыми упражнениями. Каждый день необходимо проговаривать по нескольку раз комплексы тестовых речевых упражнений, результаты которых должны фиксироваться  как по времени выполнения, так и по качеству произношения, причем в большинстве случаев эта задача возлагается на самого пациента. Он самостоятельно работает над собой, поэтому должен уметь и самостоятельно оценивать каждое упражнение, потому что без такой оценки теряется обратная связь с реальностью и возникает необоснованное чувство прогресса. Человек увлекается, много читает, выматывает себя упражнениями, может даже, впадает в эйфорию от кажущихся успехов, а после выясняется, с помощью логопеда или близких, что его продвижение по кривой восстановления речи весьма незначительно. Время теряется, разочарование появляется, настроение ухудшается…

Время прочтения определяется просто, с помощью секундомера, и записывается в карточку данного упражнения. Но как самому оценить качество упражнений? Для это существует несколько способов, отличающихся полнотой и объективностью выводов, которые можно применять как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Первый способ заключается в том, чтобы фиксировать на листе упражнений ошибки, узкие места и затруднения в произношении прямо по ходу чтения, отмечая  карандашом (ручкой) на листе соответствующие строки и слова (ставить очередной знак, точку у этих мест). Такая оценка, по завершении упражнения, позволяет обоснованно поставить себе заслуженную оценку, по 10-ти балльной шкале, и одновременно выявить конкретные “узкие” места, над которыми следует отдельно потрудиться, потому что каждый раз будут встречаться в основном одни и те же слова и словосочетания. И все это, ошибки и оценку, отразить на листке данного упражнения, чтобы наглядно видеть прогресс при дальнейших занятиях.

Второй способ более точен, но и требует больших времени и трудозатрат. Записываете каждое ваше упражнение на телефон или на компьютер, а по завершении – внимательно прослушивайте себя и выставляйте соответствующие баллы по мерной 10-ти балльной шкале. Записи и прослушивания лучше следует делать во время еженедельных тестовых упражнений и накапливать архив записей. Этот архив будет являться источником наиболее убедительных доказательств прогресса восстановления речи, если сравнивать записи одного и того же упражнения, разделенные одной или несколькими неделями. Для это не жалко потраченного потраченного на записи времен. Наконец, при решении о переходе от одного комплекса к другому, следует руководствоваться именно записями упражнений, на которых можно объективно оценивать достигнутый уровень готовности пациента.

Добавить комментарий