Универсальная база комплексов речевых упражнений

Источником формирования базы КТРУ являются многообразные пособия и методические руководства по исправлению речи, в которых предлагаются упражнения для корректировки различных речевых нарушений. База КТРУ пополняется также из практических занятий, проводимых логопедами с пациентами, рекомендуемыми ими исходя из положительных примеров исправления речи, так называемых случаев “лучшей практики” или “best practices”.

Таблица КТРУ приведена на следующей схеме, и для каждого уровня сложности упражнений восстановления речи включает упражнения на звукопроизношение, слоговые таблицы, слова и словосочетания и фрагменты текстов.

Спортсмен, тяжелоатлет поднимающий штангу, знает свой уровень, сколько он может поднять, и тренируется, чтобы взять больший вес. Легкоатлет – многоборец или гимнаст хорошо понимает свои результаты в отдельных упражнениях, и планирует уделять больше усилий на те дисциплины, в которых наблюдается отставание. Аналогично, пострадавший от афазии, на определенном этапе своих усилий по восстановлению речи, должен ориентироваться в своих сильных и слабых сторонах, и понимать направление своей дальнейшей работы с упражнениями. При это гораздо лучше, если в этом случае пациенту будет помогать логопед.

Основные звенья логической цепочки выбора речевых упражнений включают следующие элементы: методика исправления речевых нарушений – соответствующие речевые упражнения – индивидуальные особенности и состояние пациент, влияющие на выбор конкретных КТРУ, а также примеры “лучших случаев” исправления речи, привязанные к методикам и речевым упражнениям. Эти же элементы составляют основу формирования логической информационной базы поддержки логопедической деятельности, которая в развитии, при погружении в информационный контекст работы логопедов (книги, публикации, материалы конференций, диссертации и т.д.)  может перерасти в базу логопедических знаний.

Подобная база знаний может быть использована как практикующими логопедами как справочно – информационный материал, самими пациентами (в открытой части) при самообучении, в учебных заведениях при подготовке специалистов – логопедов.